вторник, 12 апреля 2016 г.

Технология коллективного способа обучения.


Здравствуйте, дорогие гости и читатели блога!

Недавно в нашем детском саду был проведен семинар- практикум "Современные образовательные технологии в педагогическом процессе ДОО". На котором я в первые выступила не в роли слушателя, а в роли выступающего. Я поделилась с коллегами своим опытом работы, а именно использование элементов технологии коллективного способа обучения в работе с детьми подготовительной к школе группы.


Более подробно о семинаре вы можете узнать в блоге Виктории Александровны Свиридовой "Адвокат" детской души", а я хотела бы более рассказать вам о данной технологии.
Немного теории.
       Ривин Александр Григорьевич — русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава.
Дьяченко Виталий Кузьмич- профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллек­тивного способа обучения (КСО).
По В.К. Дьяченко, сущность обучения есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Развитие способов обучения в истории образования основывалось на применении различных видов общения.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах (со сменным составом), когда каждый учит каждого.
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.
А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, без учета различий наличного уровня знании и способностей, включая в посильный диалог общение всех детей, применяя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем.

Существуют правила организации парной работы, с которыми я ознакомила детей предварительно и помогла распределить деятельность
        необходимо разобрать с детьми как сесть за столом, чтобы смотреть не на педагога, а на партнёра, как положить материал, чтобы с ним было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи.
  • детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь;
  • при оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества);
  • перед началом работы повторили правило из памятки «Как работать в парах»
Несмотря на то что технология КСО была впервые апробирована и внедрена в школьную систему, я применила ее элементы в работу с детьми подготовительной к школе группы. Старшие дети в рамках волонтёрской деятельности посещали младшие группы.
Рассматривание сказок «Репка», «Маша и медведь»
потешки «Киска, киска, киска брысь» с использованием мнемотехники. Представлен принцип разноуровневости(разновозрастность) участников педагогического процесса;

  Золотые правила при организации парной работы:
·        Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
·        10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
·        Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
Не наказывать лишением работы в паре

Занятие по художественной деятельности (рисование) с элементами ТРИЗ в подготовительной группе с использованием коллективного способа обучения в парах постоянного состава “Волшебные цветы для Весны” Обучить одного ребенка из пары рисованию ромашку, а другого – василек; повторять и закреплять правила работы в парах в совместной и самостоятельной деятельности детей.

   


Занятие по художественной деятельности (конструирование) старшего дошкольного возраста с использованием КСО (коллективного способа обучения) в парах постоянного состава “Строим мосты”





Ребята подготовительной группы помогали малышам одеваться
в правильной последовательности, закрепляли названия
одежды, цвета и т.д.
В результате постоянного повторения упражнений у детей подготовительной группы совершенствовались навыки логического мышления и понимания; развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
дети себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты у младших дошкольников или сверстников; т.е успешно решаются задачи социализации личности.
 работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков
 Подводя итог, следует сказать, что технология «Коллективный способ обучения» - одна из личностно – ориентированных технологий, позволяющих плодотворно развивать у детей самостоятельность и коммуникативные умения. 

4 комментария :

  1. Александра Эдуардовна, спасибо, что рассказали о теории КСО.
    Многие педагоги используют его в своей работе, но даже не подозревают о существовании данной технологии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, я тоже, до недавнего времени, не знала о ней. Спасибо Марине Васильевне.:)))

      Удалить
  2. Александра Эдуардовна, с технологией КСО знакома, интересно было узнать о ее применении в ДОУ. Верно подметила Виктория Александровна, используют многие сами того не подозревая. Выступления -это хорошо, о себе и своей работе необходимо заявлять!

    ОтветитьУдалить